ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / Д. Хопкинс. «Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое введение»

Фотография

Если живопись не сумела оправдать надежды сюрреалистов, то стоит противопоставить ее неудачи успехам «обычной фотографии» (в противоположность фотомонтажу). В этой книге я стремился пользоваться фотографией так же, как сами сюрреалисты: в равной степени для того, чтобы передать их мнения, и для того, чтобы продемонстрировать ее собственную ценность как произведения искусства, — но легко можно сказать, что она представляла собой главное средство сюрреалистов. Будучи механическим средством передачи изображения, фотография являлась «скромным записывающим устройством», — если вспомнить определение, данное Бретоном поэтам-сюрреалистам, — лучше, чем что бы то ни было, подходящим, чтобы автоматически записывать сокрытую в реальности сюрреальность. Важно помнить, что идеалом Бретона, согласно «Второму манифесту сюрреализма», всегда было соединение реального и сюрреального, в отличие от Дали, стремившегося, по его собственному признанию, «систематизировать беспорядок».

Фотография сюрреалистична по своей сути. По выражению Сьюзен Зонтаг, «сюрреализм лежит в сердце фотографического дела: в самом создании мира-дубликата, реальности второго порядка, более узкой, но и более драматичной, чем та, что предстает природному взгляду». Камера нередко совершенно случайным образом подхватывает жуткие детали, показывая нам необычность хорошо знакомого. Сами сюрреалисты, естественно, делали на этом акцент. Бретон, к примеру, попросил фотографа Жака-Андре Буаффара сделать фотографии самых, казалось бы, скучных мест Парижа для своей новеллы «Надя». Как упоминалось выше, это была история любви, в которой чувства любовников, не говоря о зарождающемся безумии Нади, выделяются из повседневности благодаря случайным неожиданностям.

Сюрреализм, безусловно, сыграл свою роль в появлении постановочной «художественной» фотографии. Неоспоримое первенство принадлежит искусным студийным постановкам бывшего нью-йоркского дадаиста Мэн Рэя, который, как и Макс Эрнст, переехал в Париж в то самое время, когда формировался сюрреализм. Мэн Рэй приложил свои грандиозные навыки студийной фотографии к созданию соблазнительных, классических по композиции и крайне фетишистских изображений женского тела (см. рис. 26). Также широко практиковались фотографические манипуляции. Центральная роль здесь снова принадлежит Мэн Рэю с его «рэйографией», в процессе которой объекты помещались на фотобумагу в темной комнате, а затем вся композиция подвергалась выдержке так, что на фотографии оставались призрачные «негативные» фигуры, и «соляризацией», когда в темной комнате в процессе проявки на короткое время включался свет, что создавало эффект нимба, окружающего контуры сфотографированного образа.

Фотографические манипуляции распространились и на процессы повторной экспозиции и наложения или комбинирования негативов для создания расщепленных или «двойных» изображений. Такие техники, применявшиеся Мэн Рэем или французским художником Морисом Табаром, по мнению американского историка искусства Розалинды Краусс, особенно подходят сюрреализму. Они как будто предполагают, что реальность, которую механическая по природе фотография якобы запечатлевает, совершенно неустойчива: это всего лишь набор подвижных знаков, подобный тексту, — мысль, вновь напоминающая нам о поэтическом основании дадаистско-сюрреалистской эстетики. Однако, несмотря на это, Краусс утверждает, что именно тогда, когда фотография наименее осознанно «искусственна», она становится наиболее неподдельно сюрреальной. Если сюрреалистическая живопись выглядит несколько конформистской в сравнении с дадаистскими коллажем и фотомонтажом, то фотография проявляет себя как выдающееся «автоматическое» сюрреалистское средство. Если сюрреалистическая живопись оставила довольно скудное наследство, по крайней мере в европейских странах, где она возникла, породив полчища эпигонов и лишь несколько подлинных наследников, то для развития фотографии в XX веке влияние сюрреализма оказалось решающим, в том числе для таких деятелей, как Генри Картье-Брессон, Брассай, Билл Брандт, Андре Кертеш.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru