ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

На правах рекламы:

Сайт лайфхаков btblady.com. Только отборные статьи для неё.

Главная / Публикации / Ж. Шенье-Жандрон. «Сюрреализм»

Глава первая. История движения. Постепенная разработка теории сюрреализма

Попытка разделить историю сюрреализма и разъяснение ключевых элементов его философии грозит опасными искажениями. С 1919 г., времени написания «Магнитных полей» Андре Бретона и Филиппа Супо, и до 1969 г., когда члены группы заявляют о ее самороспуске (через три года после смерти Бретона), предназначение и природа сюрреализма неоднократно менялись, но изменения эти происходили прежде всего как бы рикошетом по отношению к тем колоссальным сдвигам в познании и морали, которые преобразили за эти полстолетия все общество. Даже для того, чтобы лишь наметить основные тенденции и смысловые узлы в эволюции сюрреализма, необходимо держать в поле зрения оба эти фактора — ход истории и развитие самого движения. Преимущество такой двойной перспективы состоит в том, что сюрреализм перестает восприниматься лишь как сноп искр, которые, вспыхнув в 1924 г., никак не хотят вновь погрузиться во тьму, — иначе говоря, движение больше не рассматривается лишь как череда входивших в группу художников и поэтов, как последовательность сменявших друг друга открытий или набор разнообразных политических пристрастий и антипатий: определением сюрреализма становится его роль. В конечном счете, сюрреализм, наверное, и есть лишь эта роль — или, если угодно, лишь катализатор освобожденного мира, катализатор его освобождения.

В 1952 г. Андре Бретон, отвечая на вопрос Андре Пари-но, говорил о сюрреализме как о своего рода призвании:

Когда тебе двадцать, двадцать пять, воля к борьбе определяется тем, что кажется вокруг самым оскорбительным, самым невыносимым. В этом смысле недуг, симптомы которого являет мам мир сегодня, коренным образом отличается от того, что точил его в 20-е годы. Если говорить о Франции, то тогда основной угрозой разуму было застывание, сейчас же он стоит на грани распада1.

В 1919 г. кодекс общественных приличий, политические структуры и связывающая страны система международных альянсов в значительной степени несут на себе печать обычаев, структур, дипломатических связей, унаследованных от XIX века. Отношения, само общение между людьми выстраиваются в зависимости от этих параметров; в их рамках определяет себя и личность. Возможно, массовая мобилизация и колоссальные жертвы Первой мировой заставили наконец усомниться в практической ценности человеческого достоинства, о признании которого повсеместно заявлялось. Однако как только угроза войны осталась в прошлом, общество поспешило забыть о насущной необходимости пересмотреть всю систему — не столько даже ценностей, сколько прежде всего систему понятий. Именно поэтому в 1919 г. призвание сюрреализма заключалось в том, чтобы всеми возможными средствами подорвать это «застывание» самоудовлетворенного общества, которое, вырвавшись из горячечного бреда, медленно, но верно возвращало себе чистую совесть. В 1952 г. Андре Бретон в нескольких словах сумел точно определить тогдашнее состояние «мирового сообщества»: мир пронизали «разнообразные трещины, раскалывающие как сам земной шар, так и (наполняющее его) сознание людей — это и непримиримое противостояние двух блоков, и тоталитарные методы правления, и атомная бомба» («Беседы»). В 1969 г. сюрреалисты могли убедиться, что трещины эти стали лишь глубже: мало того, что политика каждой страны диктовалась соотнесением с более крупными политическими и экономическими образованиями, но и существующие альянсы утратили былую незыблемость (вспомним хотя бы о внезапной оппозиции Китая остальным государствам коммунистического блока). Финансовые вопросы больше не связаны с конкретными отношениями обмена, они принимают абстрактную форму и порождают внутри себя самостоятельно функционирующие механизмы: понятие доверительного гаранта утрачивает всякий смысл. Пространство теряет в общественном сознании характер вещественной, осязаемой реальности. Принято считать, что эта релятивизация пространства приходится уже на XIX столетие с его развитием средств сообщения. Однако едва человеческое сознание успело свыкнуться с подобной относительностью, как появляется понятие «космического пространства», понятие абстрактное или даже беспредметное. С этого момента призванием сюрреализма становится объединение под своими знаменами умов, для которых слова «поэзия, свобода, любовь» обладали жизненной важностью. В 1952 г. Андре Бретон мог с гордостью заявить о вступлении в группу Робера Сарразака «Фронт человечества», преобразованную впоследствии в движение «Граждане мира»: «их цели казались мне тогда единственно отвечавшими требованиям момента»2. Встать на пути «распада» разума, вернуть индивидуальному сознанию причастность общему действию — такова была роль, которой сюрреализм посвятил последние десятилетия своего существования.

Чтобы не усложнять систему координат в исследовании, вынужденно ограниченном по объему, дальнейшее изложение будет разбито на хронологические этапы — это позволит точнее отразить как восприятие самими сюрреалистами своей роли, претерпевавшей определенные изменения, так и вызревание теоретических установок движения, также отличавшихся различной глубиной разработки. Так, на период 1919—1932 гг. приходятся активные размышления группы над феноменом автоматизма, формулируется теория образа; 30-е годы связаны с выявлением природы объективного случая и всесторонним изучением черного юмора, а конец 40-х — с открытием содержательного богатства мифа. Излагаемые во второй части взгляды более общего плана на сюрреализм как движение этическое и эстетическое, как место столкновения разнородных политических позиций позволят нам вернуться к описанным ранее тенденциям, не сплавляя, однако, эти смысловые комплексы в единый доктринальный синтез, претендующий на окончательность. Именно такой, максимально гибкий, подход позволит, на наш взгляд, одновременно отразить присущее сюрреализму постоянство устремлений и многообразие, подчас противоречивое, средств их исполнения; крайнюю оригинальность движения и тот факт, что нередко оно представляется лишь ответом — пусть и решительным и безотлагательным — на недуги человека и общества.

Примечания

1. Breton A. Entretiens, р. 218. — (Курсив мой.)

2. Ibid., р. 219.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru