ХХ век глазами гения
 
 
Главная Новости
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Гостевая книга Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / А.А. Смолин. «Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального»

Dali и сверхреальность

«Я не верю ни в коммунизм, ни в национал-социализм и вообще не верю в революцию. Я верю только в истинную традицию, это — высшая реальность»1 — сказал художник. То, что Сальвадору Дали было дано ощущать сверхреальное есть бесспорное доказательство его гениальности.

Дали знал, что сюрреализм — не просто идеология сюрреалистов, это сверхреальность — единство и взаимосвязь всего сущего: «Сюрреализм в известной степени представляет собой сумму мыслей, человеческих радостей и трагедий. Каждый из нас — всего лишь клетка, пылинка огромного, непознанного мира...»2.

Художник постоянно упоминает о сверхреальном как всеобщей взаимосвязи: «Я верю, что все во Вселенной взаимосвязано. От звезд к песчинкам на речном берегу протянулись тонкие нити»3.

Он пишет Федерико Гарсиа Лорке в 1926 году: «...есть какой-то порядок, какой-то таинственный закон, какая-то система, недоступная нашему пониманию, а раз так, тут тебе и религия, и вера, и оккультизм, и подобострастная каталогизация!»4.

Огромная заслуга Сальвадора Дали заключается том, что он не просто ощущал Вселенскую взаимосвязь, но и пытался показать это своей живописью. В частности, размышляя о единстве науки и религии Дали предсказывает: «Рано или поздно произойдет мистическое слияние научных открытий в области ядерной физики с религиозной концепцией...»5. На одной из лекций он сделал заявление о том, что единство Вселенной, установленное Эйнштейном, поразительным образом соответствовало «величественному мистицизму Библии».

В последний период своего творчества Дали пишет картину «Ловля тунца», стимулом к написанию которой явилась мысль о том, что Вселенная конечна во времени и ограничена в пространстве, а вовсе не представляет собой бесконечность, как чаще всего думают. Космос сходится где-то в одной точке, и, по мнению Дали, в определенный момент он сошелся именно в его картине6.

Стремясь к постижению сверхреальности, художник обвиняет людей в том, что они потеряли способность ясно видеть объективную реальность. Они не умеют видеть и полагают, что «обычные» вещи — обычны, а в то время как на самом деле — они «чудесны». «Видеть — значит изобретать», — подчеркивал Дали7.

Сальвадор Дали не просто говорит о «чудесном», с самим художником на протяжении всей жизни происходили «объективные случаи» («сюрреалистические чудеса»). Это давало Дали повод считать, что существуют некие таинственные механизмы, формирующих обстоятельства его судьбы.

Приведем несколько «сюрреалистических чудес» доказывающих гениальность Дали:

Сестра художника вспоминает, когда бабушка Сальвадора Дали умирала: «Она поднялась в кровати и, глядя на дружелюбную физиономию доктора, вдруг сказала: «Мой внук сейчас в Мадриде. Мой внук будет великим художником, самым лучшим каталонским художником». После этого она отошла ко сну и умерла — никак не переменившись в лице, которое не было удивлено смертью»8.

В период работы Дали над картиной «Разлагающийся осел» в 1928 году, он получает два письма, в которых речь шла о разложившихся ослах. Одно написал Пепин Бельо, вспомнивший, что в детстве, возвращаясь из школы, специально ходил взглянуть на разлагающегося осла. Второе написал Бунюэль: ему приснился дохлый осел со вздувшимся брюхом.

В «Дневнике одного гения» Дали писал: «В пять часов пополудни я занимался изучением восьмигранных фигур, начертанных Леонардо да Винчи. Мне казалось, что они могли бы с царственной строгостью передать смысл догмата Вознесения. Внезапно я поднимаю голову и начинаю внимательно вглядываться в одну из самых характерных фигур своего творения, и что я вижу — торжественную, устремленную ввысь гигантскую восьмерку. А ведь я сам только что это осознал. В тот момент Розита приносит мне почту. Среди писем есть одно от мэра города Эльче, он посылает мне программу литургической, лирической и далее акробатической мистерии, которая впервые со времен Элевсина будет представлена 14 августа. На одной из фотографий виден спускающийся с купола золотой снаряд. Он открыт, в нем ангелы, которым предстоит доставить на небеса Пресвятую мадонну. Я сразу лее начинаю считать: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь... ВОСЕМЬ! Снаряд имеет форму восьмигранника, а отверстие в центре купола имеет почти такой же вид, как и у меня на полотне»9.

«Я остановил выбор на одном занятном случае, который произошел с Чингисханом. Известно, что однажды Чингисхан, посещая какое-то райское место, где он желал быть погребенным, услышал вдруг соловьиное пение, а назавтра ему привиделся во сне белый носорог с красными глазами, по всей видимости, альбинос. Приняв этот сои за вещий, Чингисхан отказался от завоевания Тибета. ...И вот, представьте, как раз в тот самый момент, когда я был погружен в изучение жизни Чингисхана, неожиданно получаю от некоего господина по имени Мишель Чингисхан, который является постоянным генеральным секретарем Международного центра эстетических исследований, предложение выступить с такой лекцией. Этот эпизод, учитывая присущие мне от рождения империалистические наклонности, заслуживает особого внимания как поразительный пример настоящей объективной случайности»10.

Сальвадор Дали однажды сказал: «Наматывая пространство на кисточку и размазывая его по холсту, невольно задаешь себе вопрос — а есть ли что-то еще за границами холста?»11.

Автор считает, что Сальвадору Дали было подвластно ощущать то, что находится за границами холста, а гениальность художника заключалась в том, что он своими полотнами, смог частично показать это, чем внес неоценимый вклад в развитие человечества и постижение сверхреального.

Примечания

1. Сальвадор Дали «Триумфальные скандалы». — М.: Журнал «БЕРЕГИНЕ», 1993. — С. 21

2. Рожин А.И. Сальвадор Дали: миф и реальность. — М.: Республика, 1992. — С. 97

3. Сальвадор Дали «Триумфальные скандалы». — М.: Журнал «БЕРЕГИНЕ», 1993. — С. 10

4. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали. / Пер. с англ. Н. Рыбальченко; Т. Михайлова. — М.: Изд-во «Арт-родник», 1998. — С. 140

5. Сальвадор Дали «Триумфальные скандалы». — М.: Журнал «БЕРЕГИНЕ», 1993. — С. 7

6. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали. / Пер. с англ. Н. Рыбальченко; Т. Михайлова. — М.: Изд-во «Арт-родник», 1998. — С. 507

7. Там же. — С. 166

8. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 69

9. Дали С. Дневник одного гения. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 89

10. Там же. — С. 217

11. Дали С. Новый взгляд (серия «Афоризмы гения»). СПб.: «Издательский дом "Нева"»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. — С. 100

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2018 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru