ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / «Сюрреализм — это Я!» / Параноидально-критический метод / 1935 г.

1935 год — балы, лекции, творчество

Для того чтобы понять глубину творчества Дали, недостаточно просто смотреть на его работы: мышление мастера сильно отличалось от общепринятого, и связать в единую композицию нечто совершенно нелогичное и даже безумное не так-то просто. Сальвадор Дали непрерывно мысленно работал, ведь иначе удержать под контролем шквал видений, переполняющих его сознание, было просто невозможно.

Эксгибиционизм в самом широком смысле слова — это то, что было свойственно Дали, только так он мог избавиться от переполнявших его впечатлений и образов. Художник неоднократно об этом говорил на многочисленных выступлениях, лекциях и встречах.

Музей современного искусства в Нью-Йорке пригласил Дали в январе 1935 года продемонстрировать свои работы, и комментарии художника как нельзя лучше проиллюстрировали его же творения: «Тот факт, что в момент работы над моими картинами я сам не понимаю их смысла, вовсе не означает, что этого смысла в них нет». Известная картина Дали «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол» (1934) является прекрасным примером этого высказывания. Собственно, художник желал использовать призрак, как стул, но если уж на нем стоит бутылка и бокал с вином, то по логике вещей тут напрашивается именно стол. Как после этого можно обвинить Дали в нелогичности? И в этом тоже кроется своеобразная двойственность, ведь обычное впечатление от работ художника у зрителя — это отсутствие логики.

Нью-Йорк стал для Сальвадора Дали своеобразным городом знакомств — он завязывает прочные отношения с коллекционерами, которые будут поддерживать любые начинания Гения. Именно благодаря этим связям Дали создал в свое время несколько иллюстраций для журнала «Америкен Уикли». В Америке продали восемь полотен, три работы попали в музеи.

«Бал Сновидений» («Бал галлюцинаций»), состоявшийся в Нью-Йорке 18 января 1935 года в Coque Rouge, был дан Джоэллой Леви и Кэрис Кросби в честь отъезда Дали и Гала. Художник появился на костюмированном балу в образе витрины для бюстгальтера Гала, в качестве головного убора он использовал омара, а за спиной Дали торчали черные крылья в белых перчатках. Гала дефилировала в красной юбке из целлофана, в зеленом лифе и с целлулоидным младенцем в качестве головного убора.

Позже в своей «Тайной жизни» Дали расскажет, что образ «очаровательного трупа», который выбрала его спутница, привлек даже больше внимания, чем костюмы Евы, окровавленные ночные рубашки и английские булавки, воткнутые в кожу других дам.

Дело в том, что «Бал Сновидений» проходил во время, когда в нью-йоркской прессе обсуждали похитителя ребенка семьи Линдберг. Дело получило большой резонанс. Один из журналистов сумел использовать это, создав «скандал» буквально на ровном месте: он телеграфировал в Париж, в газету, где работал, что на голове Гала была не просто кукла с животом, который будто выели муравьи и черепом, который раздирал омар, а образ-символ несчастного малыша Линдбергов. Никто из Парижа, кроме самого журналиста, этого скандала не видел; Сальвадор и Гала отправились из Нью-Йорка в столицу Франции на следующее утро после бала. А там надуманная новость уже разлетелась по всему городу и, как писал Дали, «произвела настоящий фурор», что немало разозлило его.

Цикл лекций по сюрреализму, запланированный Дали на 1935 год, не удалось довести до конца, но афиша все же была подготовлена. «Цикл систематических лекций о новейших положениях сюрреализма» был запланирован на июнь. Издательство «Эдисьон Сюрреалист» выпустило программное сочинение Дали, в котором озвучена главная цель художника: «материализовать со скрупулезной точностью конкретные иррациональные образы <...>, которые пока не могут быть объяснены или разложены на составляющие ни интуитивной логикой, ни механизмами мышления».

Определение «непосредственный метод иррационального познания, основанный на пояснительно-критической ассоциации галлюцинаторных явлений» окончательно обрисовывает параноидально-критический метод Дали. Художник держит под контролем ту часть сознания, которая порождает галлюцинации и питает творчество.

«Жизнь Пикассо заложит пока еще не понятую основу для полемики, в соответствии с которой физическая психология даст новый выход философии, пробив темную дыру в ее живом теле», — отрывок из главы «Падение и невзгоды абстрактного искусства».

Изобличение попыток создать ощущение чего-то непостижимого, по словам Дали, скрывают «хорошо знакомую сочащуюся кровью иррациональную жареную котлету, которая сожрет всех нас».

Одновременно Сальвадор Дали продолжает участвовать в крупных выставках и отправляет свои работы в Санта-Крус-де-Тенерифе — в мае, в Лувер (Бельгия) — в октябре, завершая год декабрьскими выставками в Париже, Копенгагене и Питсбурге.

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru