ХХ век глазами гения
 
 
Главная Новости
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Гостевая книга Группа ВКонтакте

На правах рекламы:

купить косметику и духи оптом в Москве

• Купить авиабилет онлайн авиакомпании.

Главная / Дали — дизайнер / Сюрреалистическая одежда

Сюрреалистическая одежда: Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали

В начале XX века сюрреалистические идеи витали в воздухе, проникая в умы неординарных личностей, подобно вирусу. Сальвадор Дали, самый известный из носителей этого вируса, никогда не отказывал себе в удовольствии сотрудничества с представителями других областей искусства, разделяющими его сюрреалистические взгляды на мир.

Знакомство Дали с Жаном Кокто и эпатажным дизайнером Эльзой Скиапарелли1, которое произошло в 20-x годах прошлого века, было предрешено: Эльза не упускала случая шокировать публику, реализуя принципы сюрреализма в конструировании одежды, а Сальвадора и Жана очаровала идея создания арт-шедевров в платьях и костюмах.

Эльза Скиапарелли Жан Кокто
Эльза Скиапарелли Жан Кокто

«Безумная» одежда Эльзы Скиапарелли

Поначалу каждый предмет одежды, созданный Эльзой, был уникальным: она не стремилась заработать созданием «безумных» нарядов, делая их для собственного удовольствия или в качестве подарка конкретному человеку.

Однако вскоре к удивлению Эльзы на нее посыпались просьбы продать удивительные наряды. Однажды к модельеру обратилась герцогиня Виндзорская, желающая приобрести необычное вечернее платье. Изумление Скиапарелли не знало границ: она не могла позволить себе мысли, что представитель королевской семьи может появиться на приеме в платье… на котором изображен натюрморт из омара и петрушки. Вся сюрреалистическая одежда была столь безумна, что Эльза и Сальвадор всерьез подумывали о том, чтобы в качестве оплаты за наряды установить расшифровку снов или отгадывание замысловатых загадок. Но, как известно, спрос рождает предложение, и уже в июле 1928 года небольшая мастерская Скиапарелли превратилась в настоящий модный дом, правда, самый сумасшедший из всех существующих до и после.

Гениальные безумства «на троих»: модные шедевры Скиапарелли, Кокто и Дали

Сотрудничество Эльзы с Дали и Кокто было непродолжительным, но весьма плодотворным: каждый из троих обладал собственным видением и ярко выраженным талантом, которые находили немедленный отклик в коллективном творчестве.

Так, Кокто вносил в совместные творения психоделические нотки, внедряя темы ночных кошмаров и психических отклонений, самым безобидным из которых была клаустрофобия. Результатом работы Дали, напротив, были объекты, присутствующие в мире реальном, но измененные сюрреалистом под влиянием идей, владевших мастером в тот момент. Параллельно с работой над полотнами, центральным элементом которых была котлета из баранины, Дали в соавторстве с Скиапарелли создал шляпу-котлету. Пригодился скандальному трио и другой талант Сальвадора Дали — его поистине уникальное умение заражать своими идеями окружающих и таким образом продвигать собственные творения.

Шокирующие и скандальные — знаменитые образцы сюрреалистической одежды и аксессуаров

В числе творений Кокто, Дали и Скиапарелли было немало коллекций, которые вызывали бурю восторга у поклонников авангардной моды и не меньшую порцию негодования у ее противников.

Например, подборка бижутерии, созданная в 1932 году. В этих украшениях удивительным был не только дизайн, но и материалы, с которыми работали сюрреалисты. В коллекции были изделия из леденцов, канцтоваров (огрызков карандашей, ластиков и промокательной бумаги), таблеток и перьев. Сальвадор Дали пополнил коллекцию серьгами-телефонами (как раз в это время мысли маэстро были заняты телефонами и их связью с омарами, что в 1936 году привело к созданию телефона-омара), а Жан Кокто придумал зловещего вида серьги — всевидящее око. Творениями Эльзы Скиапарелли стали ожерелья из аспирина (в тон шляпке, видимо) и сильнодействующих снотворных, а также несколько украшений на цирковую тематику с фигурками клоунов, акробатов и животных.

Однажды появившись в творчестве Дали, омары стали центральным элементом многих его работ. В 1937 году в коллекции Скиапарелли появилось элегантное платье из белого шелка с темно-красным поясом. Наряд можно было бы считать классическим, если бы не огромный черный омар, нарисованный на юбке Сальвадором Дали.

Когда экстравагантный модельер увлеклась оптическими иллюзиями и галлюцинациями в одежде, Сальвадор Дали помог ей в создании платья-слезы, нарисовав «исчезающие слезы», которые можно было рассмотреть только под определенным углом и с определенного расстояния. Вечернее платье бледно-синего цвета с проявляющимися и скрывающимися слезами вошло в цирковую коллекцию Скиапарелли, вышедшую в 1938 году. Мастерски выполненная печать на ткани создавала ощущение, что платье сшито из разорванных и вывернутых наизнанку шкур животных.

Одежда и аксессуары Эльзы Скиапарелли

Еще одной коллекцией, наделавшей много шума, стали оригинальные, остроумные и в высшей мере странные шляпы. Они намного опередили свое время. В то время, когда не многие дамы решались появиться в обществе с открытым лбом (такая вольность по своей безнравственности была сопоставима с блудом), надеть на себя шляпу-телефон, шляпу-котлету или кокетливую шляпку-ботинок рисковали и вовсе единицы.

Несколько эскизов Дали для шляпок Эльзы Скиапарелли (шляпа-котлета, шляпа-туфля и шляпа-чернильница):

Эскизы Дали
Эскизы Дали

Идея шляпы-обуви появилась у Дали еще в 1933 году, когда, фотографируя Гала, он положил ей на голову комнатную туфлю. В 1937 году задумка была реализована и пополнила шляпную коллекцию Скиапарелли. Шляпу-туфлю носили Гала и сама Эльза, а затем она досталась одной из лучших клиенток Скиапарелли, Дэйзи Феллоуз, которая в то время была редактором франко-американского журнала Harper's Bazaar.

Гала Дали Шляпа-туфля Эльзы Скиапарелли
Гала Дали в шляпе-туфле, 1936 Шляпа-туфля Эльзы Скиапарелли

Кстати, именно в этой коллекции впервые появилась шляпа-таблетка. Да-да, именно этот головной убор в форме таблетки модного в то время аспирина стал прообразом той самой шляпки, которая «всего» 30 лет спустя стала частью стиля Жаклин Кеннеди.

Несмотря на то, что больше совместных творений удивительного трио не появилось (Скиапарелли стала работать одна), Кокто и Дали поддерживали связь с Эльзой, даря ей изредка гениальные идеи. Совместно с Дали Скиапарелли придумала еще одно удивительное и жутковатое платье: на плотно облегающем тело трикотаже были нарисованы ребра, хребет и тазовые кости. Дали же принадлежит идея многих загадочных аксессуаров, изготовленных Эльзой Скиапарелли. В их числе сумки-яблоки, перчатки с накладными ногтями и многое другое.

1 — другой вариант русской транскрипции — Шапарелли

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2017 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru