ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / Е.Д. Гальцова. «Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма»

Красота и «священная болезнь» (безумие)

Еще одним аспектом сюрреалистических представлений о красоте является эстетизация психических патологий. Речь в данном случае идет опять по преимуществу о женщинах. Мы уже упоминали о Наде и о психиатрическом случае из любимой Бретоном пьесы «Сдвинутые».

В 1928 г. Бретон и Арагон организовали празднование «пятидесятилетия истерии». Речь идет об исследованиях Жан-Мартена Шарко, который в 1878 г. дал ставшее классическим определение истерии. Сюрреалисты взяли под свою защиту больных, воспринимая их как жертв психиатрии. Еще в 1925 г. Арто говорил в «Письме главным врачам лечебниц для душевнобольных», что «безумные — жертвы общественной диктатуры», «каторжники чувственности»1.

Манифест «Пятидесятилетие истерии. 1878—1928» был опубликован в журнале «Сюрреалистическая революция» (№ 11, 15 марта 1928 г.) с фотографиями истеричек из архивов больницы Сальпетриер. Бретон впоследствии прокомментировал изображения: «"Архивы Сальпетриер" открыли для нас "страстные позы" (attitudes passionnelles), настоящие живые картины женщин, охваченных любовью» (1952)2. Экстатическое выражение лиц и позы женщин воплощали особую, очень притягательную красоту. Психическая патология оказывалась своеобразным средством достижения этой красоты. В конце манифеста Бретон и Арагон дали свое, по сути эстетическое, определение истерии: «Это психическое состояние основано на потребности взаимного соблазнения, что объясняет быстрый успех чуда медицинского внушения (или противовнушения). Истерия — это не патологический феномен, она может во всех отношениях рассматриваться как высшее средство выражения»3.

Манифест перекликается с упомянутым «Письмом» Арто, в котором говорится об «абсолютно гениальных проявлениях со стороны отдельных сумасшедших»4. Эстетизация психических патологий — одна из главных концепций сюрреалистов, которые увлекались книгами Марселя Режа «Искусство душевнобольных» (1905), Ганса Принцхорна «Творчество душевнобольных. О психологии и психопатологии образотворчества» (1922), заимствовали идею автоматизма и автоматического письма у психиатра Пьера Жане.

Психопатологическая проблематика находилась в центре сюрреалистических поисков в конце 1920-х годов, когда новоявленный соратник Бретона Дали изобретал параноидально-критический метод, а Бретон и Элюар написали в его духе «Непорочное зачатие», в котором выстроили ряд симуляций психических отклонений. Этот сборник, как мы говорили, очень заинтересовал молодого Лакана, использовавшего его в качестве иллюстрации в своих ранних исследованиях паранойи и диссертации «О параноидальном психозе в его соотношениях с личностью» (1932).

Хотя в начале 1930-х годов Бретон утратил интерес к методу Дали, размышления об эстетической значимости различных проявлений душевнобольных по-прежнему были для него интересны и всегда сопровождались этическими оценками. В статье «Искусство безумных, путь на свободу» (L'art des fous, la clé des champs, 1948) Бретон подчеркивает значимость новой эстетики, ставшей после Второй мировой войны основой для такого направления в искусстве, как ар брют. Он привел слова своего современника философа Жозефа Ло Дука: «Публика ничего не понимает в красоте, которую до сих пор путает с красивостью, шармом, приятностью. Ей неведома роль интенсивности, ритма, меры. Искусство сумасшедших должно заронить в ней сомнение — то самое благотворное сомнение, которое откроет перед ней путь высшего и проясненного понимания»5. Именно ар брют, по мнению Бретона, обладало позитивным этическим смыслом: «Искусство тех, кого мы сегодня относим к категории душевнобольных, представляет резервуар нравственного здоровья»6.

Примечания

1. Антология французского сюрреализма... С. 152. Хотя это письмо считалось плодом коллективного творчества, достоверно известно, что автором был Арто.

2. Breton A. Œuvres complètes. T. 3. P. 517.

3. Антология французского сюрреализма... С. 186.

4. Там же. С. 152.

5. Breton A. Op. cit. Р. 885.

6. Ibid. Р. 887.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru