ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

На правах рекламы:

Подробное описание тестостерон купить здесь по ссылке на сайте интернет магазина Steroid-shop.in.ua.

Главная / Публикации / Е.Д. Гальцова. «Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма»

Глава 6. Театр картин

Деление многих сюрреалистических пьес на картины неожиданным образом сближает их с драматургическими традициями XVIII в., а также романтизма. Мы уже говорили о возможностях визуализации, заложенных в, казалось бы, непредставимом «театре слова» и «театре для чтения», воплощенном в сюрреалистической драматургии. В настоящей главе мы рассмотрим случаи, когда пьеса строится по принципу максимального избегания представления слова и текста, а на первый план выходит ее визуальная составляющая (живописная, пантомимическая и др.), заключенная в драматургической структуре картины.

Напомним, что картина — один из возможных композиционных принципов пьесы; в отличие от сцен, в которых учитываются входы и выходы персонажей, картины — это композиционная единица с точки зрения смены декораций. Эстетика картины складывается во французском театре в XVIII в., отражая живописное видение театральной сцены1.

Дидро писал о переходе от эстетики неожиданной развязки к эстетике картин2: «...если драматическое произведение хорошо написано и хорошо поставлено, сцена подарит зрителю столько же реальных картин, сколько действие могло предоставить благоприятных моментов для живописца»3. В трактате «О драматической поэзии» Дидро утверждал, что «для зрителя театр подобен полотну, на котором волшебной силой сменяются различные картины»4, и задача драматурга в этом случае состоит в разработке пантомимы. Эти идеи будут продолжены в теории драмы немецких романтиков. Согласно А.-В. Шлегелю, «романтическую драму... следует рассматривать как большую картину, где дается не только общий вид и движение богатых групп, но также и окружение персонажей, и не только ближайшее окружение, но и далекая перспектива. И все это под магическим освещением, которое так или иначе определяет общее восприятие картины. Такая картина заключена в менее определенные границы, нежели скульптурная группа, потому что она представляет собою как бы отрезок оптически воспринимаемого мира. Между тем художник так разрабатывает передний план и так собирает свет в центре картины, что благодаря этому и другим средствам наш взгляд удерживается в нужном направлении, не ускользая за пределы изображенного и не упуская в нем ничего»5.

Картины присутствуют в пьесах Ж. Рибмон-Дессеня, Р. Десноса, Ж. Унье и других, но наиболее ярким примером использования картин с одновременной рефлексией по этому поводу служит раннее творчество Витрака. Эстетика картин у Витрака отличается в некоторых случаях метатеатральностью, что мы продемонстрировали при анализе пьесы «Вход свободный» в предыдущей главе. Теперь рассмотрим другие особенности витраковского театра картин.

Примечания

1. См.: Павис П. Словарь театра. М., 2003. С. 173—164. Об эстетике картин в театре XVIII в. см. французские работы: Frantz Р. L'esthétique du tableau dans le théâre du XVIII siècle. P., 1998, a также коллективную работу: La scène comme tableau. Etudes réunies et présentées par Jean-Louis Haquette et Emmanuelle Hénin. Travaux du groupe CLAM de l'Université de Jussieu Paris 7. La Licorne, UFR Langues Littératures Poitiers, 2004.

2. Идеи Дидро по поводу театра картин касаются одного из глобальных вопросов, волновавших гуманитарную мысль XVIII в., — соотношения между словесными и изобразительными искусствами. Для Лессинга живопись и поэзия, при всем их принципиальном различии, пребывают в постоянном взаимодействии. См., например, его примечание: «То, что мы называем поэтическими картинами, древние называли фантазиями, как это можно видеть из Лонгина. А то, что мы называем в этих картинах иллюзией, у них называлось наглядностью. Поэтому-то кто-то из древних, как упоминает Плутарх, выразился так: "Поэтические фантазии по причине их наглядности суть грезы бодрствующего". Я бы очень хотел, чтобы новейшие руководства по поэтике пользовались этим названием и совершенно отказались от слова "картина". Они избавили бы нас этим от множества полуистин, главнейшим основанием которых является сходство произвольно избираемых наименований. Поэтические фантазии никто не стал бы ограничивать тесными рамками живописи...» (Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957. С. 369—370).

3. Diderot D. Entretiens sur le Fils naturel // Œuvres esthétiques. P., 1968. P. 90.

4. Diderot D. De la poésie dramatique. P., 1975. P. 90.

5. Цит. по: Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 133.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru