ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / А.А. Смолин. «Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального»

Dali и нравственность

Если предположить, что гениальный дар, данный человеку, компенсируется душевным разладом и безнравственным поведением, тогда Сальвадора Дали можно считать идеальным олицетворением данного постулата. Более того, помимо непреднамеренных поступков вследствие каких-либо аффективных переживаний, Дали является той личностью, которая сделала безнравственность и шокирование своим жизненным кредо. Гений сюрреализма четко планировал и своевременно преподносил свои поступки обществу с целью завоевать большую популярность и увеличить капитал.

В ряде автобиографических книг о своей гениальной жизни, начиная с самого рождения, Сальвадор Дали усердно преподносит себя как личность капризную, безнравственную, закомплексованную и психически неуравновешенную. Так как художник намеренно писал о себе в таком нелицеприятном свете, многие факты он приукрасил или же выдумал, назвав их «ложные воспоминания».

Например, в своей «тайной жизни» он писал, что в пятилетнем возрасте столкнул своего приятеля с пятиметровой высоты, а затем наслаждался жизнью. В шестилетнем возрасте, пробегая мимо своей сестренки, для того чтобы посмотреть комету, он пнул ее по голове, отчего испытал «безумную радость после этого дикого поступка»1.

Если исходить из народной испанской пословицы: «Что пережито, то прожито», то «ложные воспоминания» Дали можно считать уже не такими ложными.

В школе Сальвадор Дали, опять же по его словам, издевался над своим соучеником: «Чтобы удивить товарищей, я придумал нападать на них по вечерам при выходе из колледжа. Жертвами становились дети слабее меня. Безнаказанность моих ударов подогрела мою дерзость. Я уже не мог не нападать. Злоба и презрение не играли уже никакой роли, мной владела лишь тяга к приключениям»2.

В студенческие годы Дали был зачинщиком всевозможных сомнительных мероприятий, причем когда дело доходило до драки он всегда оставался в стороне, поскольку являлся сторонником ненасильственных действий, или знал, что в итоге проиграет.

В компании со своими товарищами Бунюэлем и Лоркой художник планировал различные безнравственные акции: «Нашей целью была чистой воды подрывная деятельность... Оба мы с Бунюэлем находились под сильным влиянием Ницше... Мы были тогда в состоянии сделать то, за что ратовал Бретон, то есть выйти на улицу и начать стрелять в толпу»3.

Они написали дерзкое письмо испанскому поэту Хуану Рамону Хименесу, в котором обозвали его сыном шлюхи и педераста. Немного ранее они были у него в гостях, где Хименес лестно отозвался об этой тройке. В последствии Дали оправдывался, ссылаясь на то, что в Испании тех лет были в моде необъяснимые поступки.

С друзьями у художника сложились особые отношения. Когда он уже приобрел известность и стал богат, Бунюэль попросил у него денег. Дали отказал ему, сославшись на череду особых знаков и предсказания медиума, чем несказанно обидел своего друга.

Узнав, что расстреляли Федерико Гарсия Лорку, Сальвадор Дали воскликнул «Оле!», ибо узнал что его друг полностью состоялся благодаря событиям столь же трагичным, как и вся испанская национальная судьба. Художник считал, что стать жертвой гражданской войны — наиболее достойная смерть4. Следует отметить, что сам Дали умирал недостойно долго и мучительно.

Одним из безнравственнейших поступков в творчестве Сальвадора Дали можно считать его произведение «Амальгама». На этой работе он написал: «Иногда я плюю на портрет моей матери», чем вызвал яростный гнев со стороны своей семьи, и непосредственно отца.

Узнав о картине дон Сальвадор Дали Кузи немедленно изгнал сына из дома, стараясь превратить его жизнь в кошмар. В письме к Луису Бунюэлю он писал: «Я наконец-то понял его теорию. Он считает, что предназначением человека в мире является совершение как можно большего числа злодеяний. Никто не может нанести ему духовного вреда, поскольку он крайне низменный человек, но я могу нанести ему физический урон, поскольку он все же состоит из плоти и крови»5.

По прошествии двадцати трех лет Дали оправдывался по поводу этого произведения утверждая, что написал на картине: «Иногда мне снилось, что я плюю на портрет своей матери. Сейчас, при моем нынешнем понимании морали, я бы этого не сделал, сейчас я не думаю, что на публику надо выносить все»6.

В последствии художник старался всячески помириться с отцом. Это произошло только в 1935 году, благодаря его дяде Рафаэлю. Дочка Рафаэля вспоминала это событие: «4 октября — я никогда не забуду эту дату — Дали пришел в наш дом и сказал: «Я люблю папу и хочу, чтобы он понял, что я теперь не так уж и связан с сюрреалистами. Я порву со всем этим». Дальше он сказал моему отцу: «Ты — единственный человек, кто может помочь мне»7.

Безнравственной была и сексуальная жизнь Сальвадора Дали, которая отличалась стремлением к извращенности и вуайеризму. Студенту Анри Пасторо посчастливилось посетить «сеансы сексуальных исследований», проводившееся Галой и Дали. Согласно словам Пасторо, Гала «не стеснялась описывать с самыми грубыми подробностями дичайшие проявления своей распущенности, но при этом всегда добавляла, что хирургическая операция не позволяет ей ныне продолжать нечто подобное». Дали в процессе этих дискуссий почти всегда молчал, разве что у него возникала «некая новая и безумная фантазия, причем неизменно копрологического или грязно-порнографического характера». В иных случаях Гала занималась прямо перед Дали любовью с разными мужчинами8.

Все вышесказанное характеризует Дали как безнравственную и распущенную личность. Возможным объяснением такого поведения может служить то, что художник намеренно порочил себя, желая создать вокруг своей персоны некую непроницаемую скорлупу, в которой прятал свою истинную сущность.

Примечания

1. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали: Пер. с исп. Н. Матяш. — М.: Республика, 1999. — С. 24

2. Дали С. Новый взгляд (серия «Афоризмы гения»). СПб.: «Издательский дом "Нева"»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. — С. 62

3. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 140

4. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали: Пер. с исп. Н. Матяш. — М.: Республика, 1999. — С. 22

5. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали. / Пер. с англ. Н. Рыбальченко; Т. Михайлова. — М.: Изд-во «Арт-родник», 1998. — С. 244

6. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали: Пер. с исп. Н. Матяш. — М.: Республика, 1999. — С. 134

7. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 251

8. Там же. — С. 244

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru