ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / А.А. Смолин. «Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального»

Гала — «Perpetuum mobile» Dali

Елена Дьяконова-Девулина, которая была старше Дали на десять лет, стала для него единственной и неповторимой Галой — Музой которую он обожал и боготворил.

Можно с уверенностью сказать, что если бы не она, Сальвадор Дали не стал бы тем, кем он является сейчас для нас: самым известным и эпатажным сюрреалистическим живописцем. Сам живописец придерживался такого же мнения: «Без Галы Дали был бы таким же гением, но жил бы в свинарнике, завшививший и покрытый коростой грязи. Он стал бы наполовину сумаcшедшим, наполовину юродивым — жалкое зрелище. Она заставила меня выйти в мир навстречу моему триумфу»1.

С тех пор, как Гала вместе со своим первым мужем Полем Элюаром посетила Кадакес и встретила там молодого Дали, жизнь его в корне переменилась. Сестра художника писала: «Именно в это самое лето на Сальвадора нашла какая-то перемена, которая привела его к отчуждению от друзей, от нас и даже от самого себя. Поток его жизни, так четко текший по определённому руслу, претерпел отклонение, и это случилось под влиянием разных путаных созданий, которым ничего не говорил классический ландшафт Кадакеса»2.

Дали полюбил свою Градиву со всем безумством, на которое только был способен. Он сравнил их отношения с мифом о браке Зевса и Леды, от которого лебедь родил два яйца. Из них вылупились две пары близнецов: Елена и Полидевк, Кастор и Клитемнестра. Художник представлял себя и Галу как двух близнецов вылупившихся из яйца, имеющих одну на двоих жизнь и память и неспособных существовать друг без друга. В «Невыразимых признаниях» художник писал: «Я был ее новорожденным, ее ребенком, ее сыном, ее любовником — мужчиной, которого ей предстояло любить, — она открыла мне небо, и вдвоем мы устроились на облаках, вдали от мира. Она стала моей защитницей, моей божественной матерью, моей королевой»3.

Считая их встречу предначертанной судьбой, Дали, на протяжении всей жизни, искал особые знаки доказывающие это.

Школьный учитель Сальвадора Дали показывал ему виды России, с помощью специального оптического приспособления. Среди них было изображение маленькой русской девочки, укутанной в меха и сидящей в повозке. Совершенно естественно, что Дали не сомневался в том, что видел Галарину.

Еще один знак свыше Дали видел в том, что имя Гала походило на имя его дяди Галя, который был шизофреником и покончил жизнь самоубийством.

Сама же героиня огромного числа полотен, при всей популярности своего возлюбленного предпочитала всегда оставаться в тени и представляла из себя резкий контраст между образом, воспетым Дали и женщиной-тираном в реальной жизни. Лу Штраус-Эрнст, жена Макса Эрнста, описала Галу как «эдакую русскую женщину... некое заманчивое существо, которое напоминало мне пантеру, — со скользящей походкой, с темными распущенными волосами, неопределенно восточными и светящимися изнутри черными глазами и с деликатной, тонкой костью.»4.

Французский писатель Андре Тирион описал Галу как алчную музу гениальных личностей: «Гала знала, чего хочет: наслаждений для сердца и всех пяти чувств, а также денег и компанейских отношений с гениями. Ее не интересовала политика или философия. Она оценивала людей по их эффективности в реальном мире и устраняла от себя тех, кто был посредственным, — и при всём том была в состоянии вдохновлять страсти и разжигать творческие силы столь разных мужчин, как Эрнст, Элюар и Дали»5.

Гала была чрезвычайно алчной особой и осознав, что живопись Сальвадора Дали — это ее капитал, стала контролировать его и всячески угождать. Управляя делами Дали, Галарина подписывала множество контрактов с различными производителями с целью удовлетворить свои многочисленные слабости и капризы, в частности страсть к азартным играм и молодых любовников. Впоследствии она дошла до того, что запирала художника на ключ, заставляя его писать.

Еще одной слабостью Галы была ее сексуальная неудовлетворенность и развратный образ жизни. У сюрреалистов вошло в поговорку, если живописец достиг чего-то выходящего за рамки ординарного, то «он, должно быть, имел любовную связь с Галой»6.

Ей нравилась содержать молодых любовников и тратить на них огромные суммы. Когда Дали узнал сколько денег и картин его Муза отдала очередному своему любовнику, сыгравшему роль Иисуса в одноименной рок — опере, он был очень обижен и разозлен.

Старея, Гала становилась все более жадной и злой. Она с особой жестокостью ругала тех людей, которые по ее мнению, не оценивали ее должным образом: «...она совершенно не заботилась, кого оскорбляет и обзывает последними словами, — сказал один близкий ей человек. — Это мог быть аристократ, миллионер или всего лишь служанка — со всеми она обращалась в одинаковой мере отвратительно»7.

Гала стала избивать Дали, выгнала их семейного врача и пичкала стареющего гения сюрреализма транквилизаторами для того, чтобы он мог продолжать писать. В результате врач диагностировал у него побочные последствия применения американских антибиотиков, которые стали причиной токсикоза и начального артериосклероза.

Но, несмотря ни на что, Дали боготворил свою Градиву и подарил ей роскошный замок, куда, впоследствии, приезжал только по ее приглашению. Смерть Галы стала тяжелым ударом для измученного художника, он пережил острую депрессию и в дальнейшем вел практически бессмысленное существование.

В отношениях с Галой, Сальвадор Дали сознательно заключил себя в тюрьму, расплачиваясь за свою экстравагантную и роскошную жизнь. Это, возможно, стало для художника, как неким даром, так и карой Господней.

Примечания

1. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали: Пер. с исп. Н. Матяш. — М.: Республика, 1999. — С. 115

2. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 170

3. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали: Пер. с исп. Н. Матяш. — М.: Республика, 1999. — С. 223

4. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 167

5. Там же. — С. 169

6. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 183

7. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 496

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru